Интервью торгпреда России в Таджикистане Е. Коренькова - АКВЭД

Интервью торгпреда России в Таджикистане Е. Коренькова

ДРУГИЕ НОВОСТИ

По данным Ru-Stat.com «товарооборот РФ и Таджикистана за период июль – декабрь 2019 года составил $548 млн. В текущем году товарооборот между странами за восемь месяцев 2020 г. составил $648,1 млн. За цифрами – деятельность торговых представительств, от которых во многом зависит сбалансированность товарного рынка, оперативность поставок заказов по линии здравоохранения, восстановление и дальнейшее развитие экономической цепочки. Деятельность торгпредства мультиотраслевая, как отметил торговый представитель России в Таджикистане Евгений Кореньков, и политикой – не занимаются. Но без торговых отношений политика не дорого стоит.

Евгений Анатольевич, Торгпредство России в Таджикистане Вы возглавляете сравнительно недавно, с марта текущего года. Как Вам новая практика, она Вам интересна? Насколько уровень и показатели торгово-экономических отношений зависимы от политического контекста?

– Здравствуйте! Действительно, в должности Торгпреда я нахожусь уже более 8 месяцев. Конечно, работая в российском федеральном министерстве (Минпромторге РФ – прим.) приходилось решать конкретные вопросы развития одной-двух отраслей промышленности в масштабах России. Здесь же я занимаюсь мультиотраслевой деятельностью, главной целью которой является системная подготовка российских и таджикских участников ВЭД, направленная на расширение и углубление двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Безусловно, работа в данном направлении требует максимальной отдачи, и я рад предоставленной возможности осваивать новые рубежи.

Что касается зависимости уровня и показателей торгово-экономических отношений наших стран от политического контекста, то здесь необходимо отметить, что Россия традиционно является стратегическим торговым партнером Таджикистана и задача Торгпредства удержать лидирующие позиции РФ в данном направлении без увязки с политикой, которой, обращаю на это особое внимание, Торгпредство не занимается.

– Со стороны Торгпредства и российских бизнес-кругов Правительству Таджикистана было направило в мае месяце предложения «об оказании содействия в реализации последних поручений Президента РТ по снижению влияния финансового кризиса на экономику и обеспечению продовольственной безопасности республики». Ответ последовал на обращение?

– В 2020 г. весь мир столкнулся с новой угрозой – пандемией COVID-19. В этих условиях нам была понятна обеспокоенность руководства республики в вопросе обеспечения продовольственной безопасности страны, особенно в период всеобщей паники на продовольственных рынках многих стран. Поэтому, с целью снижения рисков и предупреждения создания возможных барьеров в вопросе обеспечения таджикского рынка российскими продовольственными товарами, Торгпредство проявило готовность оказать содействие в реализации соответствующих поручений, данных 16 апреля с.г. Президентом Республики Таджикистан Э. Рахмоном правительству республики.

Мы рассчитывали получить перечни ведущих таджикских компаний-импортеров, а также номенклатуру продуктов, в которых, в первую очередь, заинтересован таджикский рынок, чтобы способствовать оперативному налаживанию прямых контактов с ведущими российскими производителями продовольственных товаров. В настоящее время, с учетом частичного снятия напряженности по данному направлению, Торгпредство совместно с государственными органами и бизнес-кругами двух стран готовит ряд отраслевых видеоконференций по вопросам поставок в республику как продуктов питания, так и прочих российских товаров, необходимых для нужд таджикской экономики – пиломатериалов, машинно-технической продукции, строительных материалов и пр.

– Каков экономический потенциал Таджикистана, что умеют производить и производят хорошо в стране, с чем она может выйти на внешний рынок? Товары какой группы Россия закупает у Таджикистана, и Таджикистан у России?

– В двустороннем товарообороте между нашими странами на долю экспорта из Таджикистана приходится до 5,0%, при этом традиционно его основу (до 80%) составляют хлопок-волокно и плодоовощная продукция. Здесь хочу отметить, что спрос на таджикские овощи и фрукты на российском рынке велик, по экологическим характеристикам и вкусовым качествам они превосходят аналогичную продукцию из других стран. С удовлетворением отмечу, что за 9 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем поставок таджикской плодоовощной продукции в Россию увеличился в 2,6 раза.

Мы будем и дальше прилагать максимальные усилия, чтобы наше сотрудничество в данном направлении только наращивало обороты. Что касается поставок в Россию хлопка-волокна, которые в структуре таджикского экспорта составляют около 50%, то здесь еще есть неиспользованные резервы, и мы совместно с таджикскими партнерами работаем над увеличением этого показателя.

Российскому бизнесу весьма интересен рынок Таджикистана

– Какие предложения и проблемы в повестке Российского торгпредства в Душанбе на сегодня? В какие сектора экономики Москва или российские субъекты инвестируют? Есть ли совместные проекты?

– Конечно, проблемы при таком тесном сотрудничестве России и Таджикистана имеются, но, в большинстве случаев, они носят локальный характер и решаются в рабочем порядке на уровне хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день одной из основных проблем является отсутствие российских финансовых институтов в числе кредиторов таджикского бизнеса в части экспортных сделок в связи с наличием неурегулированных вопросов между одним из участников таджикского банковского сектора перед российской стороной.

С целью снижения негативного влияния этого момента на двусторонние торгово-экономические отношения, Торгпредство активно занимается поиском альтернативных вариантов взаимодействия. Так, в настоящее время мы во взаимодействии с ведущими финансовыми институтами Таджикистана прорабатывает вопрос предоставления российским и таджикским участникам ВЭД различных форм финансовой и нефинансовой мер поддержки, в том числе – субсидированного кредитования, использования механизма лизинга и аккредитивных расчетов между хозяйствующими субъектами двух стран.

Совместно с ЕАБР (Евразийского Банка Развития – прим.) Торгпредство решает вопросы по расширению взаимодействия в части отбора проектов в приоритетных отраслях экономики Таджикистана с целью рассмотрения возможности их последующего финансирования. Надеемся, вся эта работа в ближайшей перспективе принесет ожидаемые результаты, так как российскому бизнесу весьма интересен рынок республики.

Кроме того, Торгпредство на постоянной основе обеспечивает информирование российских бизнес-структур об инвестиционных возможностях Таджикистана, активно сотрудничая в этом направлении с официальными структурами республики, и это приносит свои плоды. Так, на сегодняшний день в высокой степени готовности находятся совместные проекты в сфере АПК, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности, IT технологий и др.

Москва заинтересована в экономическом развитии близких нам исторически стран Центральной Азии, недавно с главами МИД пяти стран ЦА подписано Соглашение об экономическом сотрудничестве. Будет ли реализовываться это Соглашение, в частности, с Таджикистаном, можно ли говорить о встречном движении подписантов? И что Вы думаете о точках роста в формате торгово-экономических отношений Москвы и Таджикистана?

– Да, действительно, в середине октября 2020 года Россия продемонстрировала намерение активизировать сотрудничество с пятью центральноазиатскими республиками не только в формате двусторонних отношений или в рамках интеграционных объединений (ОДКБ, ЕАЭС, СНГ), но и рассматривать эти государства как единое целое, учитывая и желания самих центральноазиатских республик на современном этапе выступать единым блоком.

Это следует из программного заявления, обнародованного по итогам состоявшегося в октябре текущего года совещания глав МИДов в формате «ЦА+1». В документе большое внимание уделено, в частности, торгово-экономическим отношениям и сотрудничеству в транспортной сфере. В стратегии сказано, что стороны будут стремиться укреплять региональные цепочки промышленной и сельскохозяйственной кооперации, чаще расплачиваться в национальных валютах, инвестировать в развитие железнодорожной сети и автомобильных дорог, а также строительство транспортно-логистических комплексов («сухих портов»), упрощать таможенные процедуры и создавать совместные предприятия. Также большие планы у стран Центральной Азии и России в энергетике.

Все указанные вопросы находятся в сфере деятельности Торгпредства, и мы приветствуем приверженность руководства Таджикистана к дальнейшему развитию и углублению торгово-экономического сотрудничества с Россией еще и в этом формате. При этом отмечу, что в настоящее время для российской и таджикской стороны нет необсуждаемых вопросов. В нашей торгово-экономической повестке дня сегодня множество самых разных инициатив, и мы стараемся их оперативно обсуждать и решать.

Светлана Мамий,
Москва

Правообладателем данной статьи является “EURASIA TODAY”

Краткие итоги поддержки экспорта в 2019г.

Краткие итоги поддержки экспорта в 2019г. по данным из отчета РЭЦ: - Несырьевой неэнергетический экспорт России (далее – ННЭ) в 2019 году составил 155,1 млрд - Основными направлениями ННЭ России являются страны СНГ, Восточной Азии, Европы, существенное значение так

С экспортеров не будут взиматься налоги за полученние безвозмездных мер господдержки

Освобождены от обложения НДФЛ и НДС и налога на прибыль представляемые на безвозмездной основе меры поддержки субъектов предпринимательства.

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Наши партнеры